Укажите общее свойство живых организмов, изображенных на рисунках:
Укажите общее свойство живых организмов, изображенных на рисунках:
Вегетативное размножение какого покрытосеменного растения может осуществляться с помощью корневища?
Биологический признак жизненного цикла популяции, характеризующий изменение во времени соотношения полов и возрастных групп особей, — это ... популяции:
Растительное сообщество, произрастающее на определенной территории с однородными условиями среды, — это:
Зрелая экосистема, в которой достигается равновесное состояние сообщества и окружающей среды, называется:
К экологическим проблемам города относится:
Рангпур — это межвидовой гибрид мандарина и лимона. Укажите метод селекции, который лежит в основе его получения:
Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина наиболее остро протекает борьба за существование между:
Даны четыре примера эволюционных изменений организмов:
а) наличие цветка у покрытосеменных растений; б) двусторонняя симметрия тела у животных; в) развитая кора больших полушарий головного мозга у млекопитающих; г) разная длина задних конечностей у птиц, обитающих в лесных и околоводных биотопах.
Эволюционные изменения организмов в трех примерах были достигнуты одним и тем же путем биологического прогресса. Укажите название этого пути и «лишний» пример эволюционного изменения организмов, к возникновению которого привел другой путь достижения биологического прогресса:
Назовите элемент цветка, обозначенный на схематическом рисунке цифрой 1:
Укажите неверно составленную пару, включающую растение и его жизненную форму:
Определите биологический объект по описанию:
одноклеточный; может формировать ложноножки; является гетеротрофом; размножается делением надвое; неблагоприятные условия переносит в состоянии цисты.
У взрослой лягушки озерной органами выделения являются:
В какой части воздухоносных путей человека происходит звукообразование?
В схему, касающуюся пищеварительной системы человека, вставьте пропущенное звено:
Ротовая полость → ? → Расщепление дисахаридов
Укажите признаки, характерные для эритроцитов крови человека:
а) образуются в красном костном мозге; б) имеют форму двояковогнутого диска; в) могут содержать в мембране особые белки — антигены А и В; г) основная функция — свертывание крови; д) способны образовывать ложноножки, тем самым закупоривая кровеносный сосуд.
Укажите верные утверждения:
1) примерами эдафических абиотических факторов являются высота над уровнем моря, широта, магнитное поле Земли;
2) гигрофиты — это многолетние растения, способные запасать воду в своих тканях и органах, а затем экономно ее расходовать;
3) типичные адаптации планктона — хорошо развитая мускулатура, обтекаемая форма тела, эластичные кожные покровы, наличие плавников, ласт;
4) экологический фактор, наиболее отклонившийся от своего оптимального значения в пределах выносливости или вышедший за эти пределы, называется лимитирующим;
5) у холодостойких растений при низких температурах окружающей среды происходит накопление в цитоплазме клеток определенных веществ, снижающих точку замерзания.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены сведения, относящиеся к морфологическому критерию вида Гагара чернозобая:
(1) Гагара — крупная водоплавающая птица с острым клювом, относительно короткими крыльями и слабо выраженным хвостом. (2) Верх тела черный с упорядоченными рядами белых пятен. (3) Питается гагара в основном рыбой, поедает также водных беспозвоночных, лягушек. (4) К размножению приступает в возрасте 2−3 лет. (5) Гагара населяет слабо зарастающие озера с прозрачной водой. (6) Часто посещаемых человеком водоемов она избегает.
Ответ запишите цифрами. Например: 15
Установите соответствие:
Описание | Функция воды |
---|---|
A) составляет основу плазмы крови у человека Б) обеспечивает тургорное давление в растительной клетке B) осуществляет распределение тепла в организме животных при циркуляции крови Г) принимает участие в процессах расщепления сложных органических веществ до более простых | 1) структурная 2) метаболическая 3) терморегуляторная |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.
Для каждого структурного элемента животной клетки, обозначенного на рисунке буквой (А–Г), подберите характеристику:
1) имеет две мембраны; содержит хроматин;
2) замкнутая система полостей и канатов; бывает гладкой и шероховатой;
3) система уплощенных одномембранных цистерн; одна из функций — образование лизосом;
4) система микротрубочек, не ограниченная собственной мембраной; участвует в формировании веретена деления;
5) одномембранная полость, заполненная клеточным соком; обеспечивает осморегуляцию и изоляцию конечных продуктов метаболизма.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв рисунка. Например: А1Б2В5Г4.
Установите соответствие:
Фаза мейоза | Характерный признак |
---|---|
A) анафаза I Б) профаза II B) метафаза I Г) телофаза II |
1) начинается спирализация хроматина 2) происходит репликация молекулы ДНК 3) завершается формирование веретена деления 4) происходит деспирализация хромосом и формирование ядер 5) нити веретена деления растягивают гомологичные хромосомы к противоположным полюсам клетки |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.
Сравните процессы анаболизма и катаболизма. Укажите отличительные признаки процессов катаболизма:
1) у человека и животных регулируются нервной системой;
2) преобладают в молодом организме в период активного роста;
3) сложные органические вещества расщепляются до более простых веществ;
4) конечные продукты могут откладываться в организме в качестве запасных веществ;
5) высвобождается энергия, часть которой рассеивается в виде тепла, часть используется для синтеза молекул АТФ.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Среди наследственных заболеваний человека различают генные и хромосомные болезни. Укажите, какие из приведенных болезней относятся к хромосомным:
1) гемофилия;
2) синдром Дауна;
3) язвенная болезнь желудка;
4) атрофия зрительного нерва;
5) синдром «кошачьего крика».
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А–Г (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) рыжик и сосна;
2) человек и вирус полиомиелита;
3) водная черепаха и рыба-прилипало;
4) белка и лось, обитающие в одном лесу;
5) скворец и синица, которые стремятся поселиться в одном и том же скворечнике.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например: А1Б2ВЗГ4.
Укажите, к каким доказательствам эволюции относится каждый из приведенных примеров:
Пример | Доказательства эволюции |
---|---|
A) усик гороха и вьющийся стебель вьюнка Б) крылья совы и передние конечности собаки B) сохранение зачатков тазовых костей у китообразных Г) стегоцефалы — ископаемая переходная форма между рыбами и земноводными | 1) палеонтологические 2) молекулярно-генетические 3) сравнительно-анатомические |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.
В кариотипе яблони дикой в норме 34 хромосомы. В результате мутагенеза получено шесть мутантных форм с разным набором хромосом: 33, 51, 32, 35, 85, 37. Сколько гетероплоидов среди этих мутантных форм?
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Укажите, из клеток какого зародышевого листка развиваются приведенные структуры позвоночных животных:
Структура(-ы) | Зародышевый листок |
---|---|
А) спинной мозг Б) мочевой пузырь В) потовые железы Г) щитовидная железа Д) эпителий двенадцатиперстной кишки | 1) энтодерма 2) эктодерма 3) мезодерма |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2ДЗ.
Участок молекулы мРНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: ГГАУЦУЦЦЦ. Транскрибируемая цепь молекулы ДНК, на матрице которой была синтезирована мРНК, содержит также участок ТЦТТ, не несущий информации о биосинтезе белка, и терминатор ATT. Сколько пиримидиновых азотистых оснований содержит транскрибируемая цепь молекулы ДНК?
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
У кур пестрая окраска оперения доминирует над белой и определяется геном, локализованным в Z-хромосоме. Наличие гребня определяется доминантным аутосомным геном. При скрещивании пестрых кур с гребнем между собой в их потомстве появилась белая курица без гребня. Определите вероятность (%) появления у этой пары среди самок пестрых особей без гребня, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Сравните подосиновик и трутовик и укажите отличительные признаки подосиновика:
1) является гетеротрофом;
2) вызывает микоз растений;
3) образует микоризу с корнями растений;
4) плодовое тело состоит из ножки и шляпки;
5) благодаря наличию в клетках хромопластов имеет шляпку оранжевого цвета.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Укажите признаки, характерные для кукушкиного льна обыкновенного:
1) семена содержат запас питательных веществ;
2) для оплодотворения необходимо наличие воды;
3) мужские гаметы не имеют жгутиков и неподвижны;
4) из споры развивается тонкая ветвящаяся зеленая нить;
5) ризоиды отсутствуют, воду всасывает клетками стебля и листьев.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Укажите верные утверждения, касающиеся листа покрытосеменных растений:
1) у клевера и акации листья простые;
2) листья ириса имеют перистое жилкование;
3) основную функцию листа — фотосинтез — выполняет черешок;
4) жилки листовой пластинки включают в себя проводящую и механическую ткани;
5) при очередном листорасположении в каждом узле стебля располагается по одному листу.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Определите систематическое положение муравья рыжего лесного, расположив по порядку, начиная с самого высокого в иерархии таксона, шесть подходящих элементов из приведенных:
1) род Муравей;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) класс Паукообразные;
7) отряд Перепончатокрылые;
8) вид Муравей рыжий лесной.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Укажите верные утверждения:
1) трихина и острица — гермафродиты;
2) у плоских червей дыхательная система отсутствует;
3) у круглых червей полость тела заполнена жидкостью;
4) планария и дождевой червь — эндопаразиты человека;
5) в отличие от аскариды у бычьего цепня для прикрепления к стенке тела хозяина имеются присоски.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Рисунки 1–3 схематически отражают общий план строения сердца взрослых животных трех классов. Каждый признак, характерный для большинства взрослых представителей своего класса, соотнесите с соответствующим рисунком:
Признак | Схема строения сердца | ||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |
A) альвеолярные легкие Б) орган слуха представлен только внутренним ухом B) позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового Г) кожа сухая, лишена желез, имеет сплошной роговой покров в виде чешуй и щитков
|
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2Д2.
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены биологические ошибки:
(1) Глюкагон вырабатывается клетками поджелудочной железы. (2) Он стимулирует распад гликогена в клетках печени и увеличивает содержание глюкозы в крови. (3) Глюкагон является антагонистом инсулина, который снижает содержание глюкозы в крови. (4) При недостаточной выработке глюкагона развивается несахарный диабет, он сопровождается резким увеличением суточного объема мочи. (5) Избыточная продукция глюкагона часто приводит к бронзовой болезни.
Ответ запишите цифрами. Например: 13.
Человек находится в помещении, воздух в котором нагрет до +34 °С. Укажите эффективные в данных условиях механизмы терморегуляции в организме человека:
1) увеличение теплоотдачи путем усиления потоотделения;
2) увеличение теплопродукции путем усиления потоотделения;
3) уменьшение теплоотдачи путем сужения кровеносных сосудов кожи;
4) увеличение теплоотдачи путем расширения кровеносных сосудов кожи;
5) увеличение теплопродукции путем расширения кровеносных сосудов кожи.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Укажите местонахождение рефлекторного центра в нервной системе человека:
Рефлекторный центр | Отдел нервной системы |
---|---|
A) чихания Б) глотания B) дефекации Г) потоотделения Д) слюноотделения | 1) мозг, лежащий в позвоночном канале 2) часть ствола мозга, где берет начало блуждающий нерв |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2Д2.